Наставничество
Куратор, заместитель директора по УВР | ||
Дмитриева Екатерина Леонидовна | ||
ВТ 15:00-18:00 | 215 кабинет | |
576-10-91 | e.l.dmitrieva@school338.ru |
"Если твои планы рассчитаны на год - сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия - сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века - воспитывай людей" Восточная пословица
Наставничество - это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
1.1. Целевая модель наставничества разрабатывается в целях достижения контрольных точек федеральных проектов "Современная школа", "Социальная активность", "Успех каждого ребенка", "Учитель будущего" и "Молодые профессионалы" и Национального проекта "Образование" и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Министерства просвещения России.
1.2. Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества.
1.3. Задачи реализации целевой модели наставничества: • улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
• раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
• создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
1.4. Структура целевой модели наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.
1.5 Внедрение целевой модели наставничества осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендуемыми этапами и условиями, а также показателями развития региональных наставнических программ, приведенными в настоящей целевой модели.
Ожидаемые результаты реализации программ наставничества
Повышение эффективности системы образования через:
- измеримое улучшение показателей образовательной организации во всех сферах деятельности;
- улучшение психологического климата в образовательной организации как среди учащихся, так и внутри педагогического коллектива;
- развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
- рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные траектории;
- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких коммуникативных навыков и метакомпетенций.
Целевая модель опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации и разработана с целью предоставления образовательным организациям методологических и концептуальных основ для успешной реализации программ наставничества с минимальными необходимыми изменениями в связи с условиями и задачами каждой конкретной организации.
- Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий;
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 #1559;
- Резолюция Европейского парламента 2011/2088 от 1 декабря 2011 "О предотвращении преждевременного оставления школы";
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 #273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010;
- Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 #Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";
- Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 #МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №338 Невского района Санкт-Петербурга и определяет порядок организации наставничества в ОУ;
- Распоряжение Комет по Образованию Санкт-Петербурга #1457 от 27.07.2020 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по Образованию и администраций районов Санкт-Петербурга";
- Локальные акты образовательного учреждения.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
- УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ
- УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК
- УЧЕНИК - УЧЕНИК
Содержание | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовка условий для запуска программы наставничества | |||
1. Изучение нормативной базы и тематических методических материалов. | 1.1. Изучение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации #P-145 от 25.12.19 "Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательнуюдеятельность
по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".
1.2. Изучение Положения о программе наставничества в ОУ, Типовой формы программы наставничества в ОУ и методических рекомендаций по ее созданию. |
Сентябрь-Октябрь 2021 | Руководитель, Администрация |
2. Информирование педагогического коллектива, родительского сообщества, сообщества ГОУ о Целевой модели наставничества, поиск потенциальных наставников. | 2.1. Проведение Педагогического совета О Целевой модели внедрения наставничества.
2.2. Тематическая встреча с родительским сообществом с целью информирования о программе наставничества. 2.3. Тематическая встреча с сообществом выпускников, партнерами с целью информирования о программе наставничества 2.4. Тематические встречи с обучающимися ОУ с целью информирования о программе наставничества (ученическая конференция, классные часы). 2.5. Создание рубрики на сайте ОУ. |
Октябрь-Ноябрь 2021 | Руководитель, Администрация, Классные руководители |
3. Подготовка нормативной базы реализации целевой модели наставничества в ГОУ. | 3.1. Издание приказа О внедрении целевой модели наставничества в ОУ.
3.2. Разработка и утверждение программы наставничества в ГОУ. 3.3. Разработка и утверждение дорожной карты реализации программы наставничества в ОУ. Издание приказа об утверждении Плана реализации Целевой модели. 3.4. Назначение куратора программы наставничества ОУ (издание приказа). 3.5. Обучение куратора. |
Октябрь-Ноябрь 2021 | Директор, Администрация, Проектная группа |
Формирование базы наставляемых. | |||
Сбор данных о наставляемых. | 1. Анкетирование обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе
наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы. Информирование родителей несовершеннолетних наставляемых о программе, сбор согласий.
2. Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников. 3. Анализ данных. 4. Формирование базы данных наставляемых из числа педагогов. 5. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся. 6. Выбор форм наставничества на основании анализа результатов образовательного процесса и контингента ОУ. 7. Создание Программы наставничества. |
Октябрь-Ноябрь 2021 | Куратор, Администрация, Классные руководители |
Формирование базы наставников | |||
Составление старт-листа наставников | 1. Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников.
2. Анкетирование среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных. 3. Анализ анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетаминаставляемых. Формирование базы наставников. |
Декабрь 2021 | Администрация, Куратор, Классные руководители |
Отбор и обучение наставников | |||
Рекрутинг наставников | 1. Оценка выявленных наставников по заданным параметрам.
2. Собеседования с наставниками. 3. Приказ о назначении наставников. 4. Обучение наставников (подготовка методических материалов для наставников, школа наставников). |
Декабрь 2021 | Куратор, Психолог |
Формирование тандемов/групп | 1. Круглый стол участников программы с представлением наставников.
2. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения круглого стола. 3. Анализ анкет и формирование тандемов/групп. 4. Информирование участников о сложившихся тандемах/группах. Закрепление тандемов/групп приказом руководителя ОУ. 5. Составление планов индивидуального развития наставляемых. |
Декабрь 2021 - Январь 2022 | Куратор, Психолог |
Организация работы тандемов/групп | |||
Закрепление продуктивных отношений в тандеме/группе | 1.Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. 3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. 4. Регулярные встречи наставника и наставляемого. 5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 6. Регулярнаяобратная связь от участников программы 7. Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых. 8. Анкетирование участников. Мониторинг личной удовлетворенности участием в программе. |
Январь - Ноябрь 2022 | Куратор |
Завершение наставничества | |||
Подведение итогов работы каждого тандема/группы и программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. | 1. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества и личной удовлетворенностиучастиемвпрограмме наставничества. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
2. Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников. 3. Приказо поощрении участников наставнической деятельности. Благодарственные письма партнерам. 4. Приказ о проведении итогового мероприятия программы. 5. Проведениеторжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников. 6. Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы. 7. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров. 8. Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых 9. Формирование долгосрочной базы наставников. |
Ноябрь-Декабрь 2022 | Куратор, Администрация, Классные руководители |